8-800-250-59-65

8-911-634-77-77

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Семантика орнамента — чтение узоров в древних традициях

Как появилась традиция украшать своё тело? Юноша или девушка в процессе работы достигали определённого уровня, и для того, чтобы все видели новую ступень достижения того или иного мастерства или удачливости, они прикрепляли к своему телу свидетельство своей силы.

У мужчин это мог быть клык волка, или шкура медведя, а то и скальп врага. Для женщин — плоды, цветы или листья, с наиболее благоуханным ароматом, или наиболее приятные на вид. Предметы, свидетельствующие о наблюдательности, тонких чувствах и умелых руках обладательницы подобных украшений. Задача украшения — сделать своего обладателя заметнее, добавив ему значимости, авторитета, привлекательности.

Видимо отсюда и пошла традиция находить в украшениях какой-то дополнительный смысл. Украшение, это нечто влияющее на жизнь обладателя, придающее ему статус, меняющее к нему отношение в глазах окружающих. А значит, для придания украшениям больше значимости, можно изобразить на них символы, наделяющие изделие дополнительными свойствами.

Этнолог Илья Мельников рассказывает: 

«Абстрактный геометрический орнамент более древний, если судить по орнаментам на твердых носителях. С вышивкой сложнее, так как народная вышивка известна по памятникам не раньше XIX века, но, вероятно, можно сказать то же самое и про нее».

Это говорит о том, что абстрактное мышление у древних было весьма развито. А ведь это доказывает что интеллектуально они были никак не глупее нас нынешних.

Самыми первыми стилизационными изображениями на украшениях были животные. Ну сами посудите — зачем вешать на плечи шкуру медведя, когда можно сделать из куска металла подвеску или браслет с изображением того же зверя. Мастерство охотника, победившего в схватке с косолапым, в данном случае, приравнивается к мастерству кузнеца, сумевшего выплавить изделие и нанести на него необходимый узнаваемый орнамент. С течением времени форма изделий и технологии усложнялись. При этом мистическая составляющая оставалась неизменной — рисунку на изделиях придавалось особое значение.

Издревле человек замечал, что у каждого зверя, у каждого растения есть специфические качества, свойственные только ему. Так рыба — могла жить в воде, медведь — был весьма силён, олень и лошадь — быстро бегали, птица — летала, вьюн — было трудно вывести с поля, и потому у него была жизненная сила, а вот фрукты и злаки стали символом плодовитости. Согласно принципу подобия, о котором я уже писал в статьях о следовиках и лабиринтах, носивший украшение с изображением того или иного персонажа, приобретал и его свойства. Животные орнаменты были популярны у народов, в хозяйстве которых преобладали животноводство и охота.

Из природных элементов, самым близким земледельческой культуре славян было засеянное поле. Это один из древнейших символов, представлявший собой круг, разделённый несколькими линиями на сектора, в каждом из которых были точки. До сих пор, в некоторых районах России и Белоруссии можно встретить ватрушки, оформленные таким орнаментом. Кстати, само слово «ватрушка» восходит к слову «ватра», что означает «огонь», как и «пирог» связан с греческом словом «пирос», что тоже означает «огонь».

Символ засеянного поля был весьма похож на символ Солнца — круг, в центре которого часто ставилась одна точка. И небо, в представлении многих древних народов было так же похоже на поле, засеянное звёздами. Видимо, потому так близки эти символы — поле и небо.

А между матерью-землёй и отцом-небом живут люди и животные, чьи изображения так же можно встретить на изделиях, практически с эпохи неолита. Но подробнее об этом расскажу в последующих статьях.

По материалам сайта Область Культуры